
Как вести Книги покупок и продаж
В обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих общую систему налогообложения, входит ведение книг покупок и продаж. Это — налоговые регистры, позволяющие рассчитать сумму налога на добавленную стоимость (НДС) за налоговый период.
Данные в Книгу покупок заносятся из документов, полученных от поставщиков. К ним относятся счета-фактуры, выписанные компаниями, индивидуальными предпринимателями, поставляющими товары и услуги. Сюда попадают суммы по входящим счетам-фактурам и по авансовым.
Книга продаж заполняется при получении оплаты от покупателей и при получении авансовых платежей. При этом счета-фактуры выписываются поставщиком или подрядчиком. Также основанием для записи служат платежные поручения на предоплату.
В книгах отражается информация, равноценная сведениям в счетах-фактурах:
- дата составления;
- сумма без НДС;
- сумма налога;
- ставка налога;
- сумма с налогом и др.
Еще в Книгах указывается код операции. Они — двузначные. Например, код 01 в книге покупок означает поступление товара или услуги, а код операции 02 связан с расчетом по авансам.
Разница между суммой НДС, отраженной в Книге продаж, и итоговой суммой в Книге покупок, показывает, сколько налога следует уплатить в бюджет.
Сведения из Книг покупок и продаж отражается в налоговой декларации. На основании этих сведений налоговики проводят проверку правильности исчисления налога.